Рациональное милосердие

22:02 / 26 июня 2020
Культура благотворительности – важный показатель здоровья общества. По нашему отношению к нуждающимся в помощи можно сделать много далеко идущих выводов. В том числе о нашей общей жизнеспособности. И, надо отдать должное – Оренбуржье делает в этой сфере заметные успехи.

Еще в 2014-ом году составили первый в России рейтинг частной благотворительной помощи в регионах. Оренбургская область замыкала в нем пятерку лидеров. Сегодня параллельно с тем, что уменьшается количество людей, подающих милостыню на улице, растет число жертвователей в пользу профильных организаций.

По данным ВЦИОМ, активнее всего благотворительностью занимаются россияне в возрасте от 18 до 24 и от 35 до 44 лет. Меньше всего благотворителей в категории 60+. Показательно, что 80% благотворителей – люди с высшим образованием. Для сравнения, в среднем по стране диплом вуза есть только у 30% взрослых россиян. «Нормальной» суммой пожертвования для большинства считается 4% от дохода.

На активность жертвователей влияет два важных фактора:

Первый – благотворительность является в настоящее время в России едва ли не единственной сферой, допускающей прямое влияние человека на общественную жизнь.

Второй – обилие технических решений, позволяющих организовать системные или спонтанные пожертвования без постоянного вовлечения пользователя. Во многом рост пожертвований объясняется простотой организации подписки в приложении смартфона.

Одно из следствий тотального развития IT-технологий и соцетей заключается в том, что в настоящий момент функции фондов и НКО перетягивают на себя лидеры мнений и частные лица без организационно-правовой формы. Благодаря собственной харизме они действительно закрывают целый ряд вопросов. Формат соцсетей отвечает ожиданиям аудитории: предельно ясное описание проблемы и оперативное решение без лишних сложностей, чтобы никуда не пришлось ходить и квитанции заполнять. Публикации в СМИ утратили свою побудительную силу. Настала «информационная реальность 3.0» – чтобы коротко, понятно, без лишних движений.

«Центр поддержки НКО и благотворительности Оренбуржья» обратился к участникам нескольких известных в регионе фондов и организаций, чтобы сформировать достоверную картину и проследить эволюцию темы за последнее время.

- Последние 3 месяца принесли в данную сферу самые значительные перемены за всю историю существования благотворительности в Оренбуржье. «Вообще самое продуктивное время пришлось на 2012-2016 годы. Тогда у нас в регионе все только начиналось. Мы были первооткрыватели, задействовали все ресурсы – листовки, лифты, звуковая реклама, передачи на местном ТВ, - рассказывает Наталья Толмачева, директор Фонда «Наши Дети 56».

Теперь все участники сектора делают то же самое, и люди устали от этого постоянного шума. В результате падают сборы тех же больных детей. ДЦП и неврология, на которых специализируется Фонд – это всегда длительное лечение, а людям сразу хочется видеть немедленные результат...

Социологи отмечают появление новых границ и «темных зон» личного общения. При обращении к людям активисты все чаще рискуют услышать: «Достали! Самим бы кто помог!». Похоже, при обилии стороннего шума людям все сложнее довериться кому-то.

- К той картине, что была раньше мы, конечно, уже не вернемся, - уверена Наталья. – Хотя сейчас волонтерство развивается очень активно – потому, что сам президент поддерживает, общается напрямую с НКО. Теперь в этот процесс вовлечены даже высокопоставленные чиновники, это настоящий тренд.

Сейчас по уровню организации дел в сфере НКО все откатилось на несколько лет назад. Люди снова пытаются работать в режиме тушения пожаров, а профессионалы призывают: стремитесь к системности, выстраивайте стратегии фандрайзинга и взаимодействия с партнерами! Условно говоря, при том, что «в полях» приходится работать как никогда активно, никто не отменяет того факта, что надо думать, как команду в будущем году кормить – если, конечно, организация планирует сохраниться.

На фоне коронавируса актуализировалась адресная помощь. Только продукты можно бесконечно возить без решения основной проблемы. По мнению Толмачевой, решение заключается в том, чтобы помочь той же одинокой маме с бытовыми долгами разобраться и работу найти. А это сейчас почти невыполнимая задача. Да, число пожертвований растет, компании, несмотря на кризис, помогают. Средства защиты от коронавируса доставляются фурами в нуждающиеся районы. Но это просто тушение пожара.

Еще одна не всем известная сторона благотворительности – иждивенчество. В любой ситуации всегда найдутся недовольные. Некоторые волонтеры сворачивают свою деятельность, услышав после доставки продуктов нуждающимся: «Ребят, еще за сигаретами мне сбегайте!». Чаще всего именно со стороны благополучателей исходит инициатива проверок деятельности благотворительных организаций. Донос – одна из сторон профессионального риска НКО.

Важная и показательная тема последнего времени – обсуждение оплаты труда волонтерам. «Волонтер должен быть обученный и полезный, - считают в фонде «Наши Дети 56». Иначе его ценность стремится к нулю. Потому, что такая единица требует к себе постоянного внимания, его необходимо пошагово организовывать. А вот уже состоявшихся волонтеров, сообразительных, способных привлекать нужные ресурсы, можно и нужно благодарить – обучением, интересными поездками, мотивировать знакомствами с экспертами и идеологами в сфере благотворительности.

Благотворительный фонд «Желание» действует в Орске уже седьмой год. Здесь работают с людьми от рождения до самой смерти. 99 процентов подопечных фонда – дети с ДЦП. В настоящий момент фонд ограничил свою деятельность географией Оренбургской области, хотя получает постоянные обращения из других регионов. Раньше фонд помогал. Но возникал ряд сложностей: например, не получалось проконтролировать участие местных ТВ. А это важное условие – чтобы событие получило должное освещение.

Евгений Тучков – и учредитель, и директор фонда. В плане организации работы он отмечает: «Нет стабильности год от года в организации команды. При этом плачу я только бухгалтеру со своей пенсии по инвалидности. А вот юрист работает со мной по идейным соображениям. У меня сейчас зависли 12 500 рублей в арбитражном суде из-за разбирательства с подрядчиком. Надеюсь, что верну эти средства и потрачу на очередной фестиваль творчества или на форум для родителей детей инвалидов. Для фонда это значительные деньги».

В отношении волонтеров и жертвователей в своей сфере больших изменений за последние годы Евгений не заметил. Есть категория людей, которые приходят в благотворительность от пережитого. Они, как правило, понимают и знают тему. Это исполнительные волонтеры и стабильные жертвователи. А есть те, кто пришел на эмоциях. Они, как правило, меньше доверяют. К сожалению, эти сомнения подпитывают многочисленные факты о мошенничестве. По его мнению, добровольчество должно быть бескорыстным. Иначе человек просто не может считаться волонтером. «Я не понимаю, как можно по-другому, как можно себе зарплату выписывать. Мне полагающиеся 5 000 рублей погоду не сделают, поэтому я сам себя отправил в долгосрочный отпуск без содержания. Но специалистов, без которых работа того же фонда невозможна, можно и нужно за деньги привлекать, это нормально», - считает Евгений.

Пара аспектов деятельности, которые пришлось скорректировать за последние годы – отказ от копилок в общественных местах и полный паспортный учет всех привлекаемых волонтеров. В основном жертвователи организации – частные лица, живущие в Орске, а собранные от них средства распространяется по всей области.

Влияние пандемии на деятельности Фонда оказалась очень значительно. Ведь самой прибыльной статьей доходов «Желания» являлась продажа билетов на массовые мероприятия, в основном в дни городских праздников. Возможно ли будет вернуться к прежним объемам после отмены ограничений – большой вопрос.

Фонд «Город милосердия» работает в Оренбурге 2010 года и специализируемся в основном на социальных проектах, на том, что нужно и актуально именно сейчас. Так в настоящий момент действуют три основных направления:

- Клуб «Без границ», созданный для помощи инвалидам;

- «Мама рядом» – для профилактики социального сиротства;

- Адресная помощь.

Наиболее заметные изменения приключились с фондом в результате пандемии. «Очень сильно выросли обращения мамочек», - рассказывает Алена Максакова, директор фонда. При этом содержание запросов сильно упростилось. Сейчас речь идет чаще всего о продуктовых наборах.

Способы привлечения ресурсов претерпели сильное изменение. Если раньше «Город милосердия» обращался в основном к бизнесу, то теперь приходится варьироваться и включать воображение. Для Фонда большим открытием стали грантовые возможности. После первого успеха руководство решило сосредоточить на этом направлении свои усилия и продолжит подавать заявки. Еще один постоянный источник – краудфайндинговые платформы в интернете.

В отношении сборов от частных лиц в соцсетях в фонде считают, что это временное явление. Потому, что организации полностью прозрачны и подотчетны. Любой жертвователь может быть спокоен: деньги попадут именно туда, куда они предназначались.

Здесь также разделяют общую точку зрения на оплату труда волонтеров: в случае оплаты это уже не волонтер. Если человек за свои усилия получает хоть какие-то деньги, это уже сотрудник. «Сотрудники нам, конечно, тоже нужны», - считает Алёна. «А для волонтеров допустимы лишь поощрения».

По своему опыту работы «Город милосердия» знает, что никакие экономические события не изменят главного в благотворительной помощи. Люди, желающие помогать, приходят в эту сферу по одной простой причине – им необходимо запустить обратно в мир однажды полученную помощь. Это вечный и вдохновляющий цикл.

Лето 2020 года станет для всей сферы НКО крупным испытанием. Оставшиеся в данном поле будут вынуждены варьировать свои ресурсы и делать выводы о собственной устойчивости. Понятно, что приоритет и фора – у организаций с государственной поддержкой или опытом победы в грантовых конкурсах. А вести подобную работу можно только при наличии ясной цели и стратегии. Как сказал сам Илья Чукалин, генеральный директор Фонда Президентских грантов: «В первую очередь мы хотим видеть проекты системной работы с выбранными целевыми группами людей, которые сейчас больше других нуждаются в помощи. Адресность – это когда ты не просто раздаешь еду людям, а стараешься качественно изменить жизнь человека, помочь ему адаптироваться, помочь ему найти работу, сохранить семью…».