Shakti Loka: вечный роман с Цветаевой и Вертинским и метафизика музыки

11:55 / 03 апреля 2018
Наше знакомство с Shakti Loka случилось совершенно случайно полтора года назад в зимнем Санкт-Петербурге. Тогда Кира и Вадим приехали на спектакль в Мариинский театр и по пути решили сыграть акустический концерт в одном из заведений северной столицы. Я же зашла туда просто погреться, а в итоге договорилась с Shakti Loka о концерте в родном Оренбурге.

И вот в прошлую субботу, 31 марта, на уютной сцене «Дома» московская группа в обновленном составе выступила перед оренбургским зрителем. Концертом остались довольны и слушатели, и сами музыканты. Перед выходом на сцену Кира, Вадим и Николай рассказали в интервью интернет-изданию ПроОрен о своих трансформациях и медитации в творчестве.

Впервые музыка группы Shakti Loka зазвучала для широкой аудитории четыре года назад, в 2014 году. А сегодня их песни крутят более чем на 30 радиостанциях, приглашают на масштабные фестивали и ждут в десятке городов России. Как написано на сайте группы: «Если бы Цветаева была Вертинским, занималась йогой и была без ума от группы Nirvana, она бы непременно создала историю ShaktiLoka».

- В 2015 году вышел ваш дебютный полноформатный альбом «Знаете?». А буквально на днях вы объявили о выходе мини-альбома «Камушками». Есть ли разница в вашем внутреннем состоянии и какая?

Кира: Буквально на днях, мне кажется, я открытие совершила. Думала, что раньше была мягче, а сейчас стала жёстче. Оказалось наоборот. Я стала настолько мягче за эти пару лет. Это самое главное открытие за последние несколько дней. Именно такое кардинальное. Появилось больше веры и неотступности.

Вадим: Безнадёга была тогда какая-то. То есть мы всё делали вслепую. Была надежда, но кроме нее не было ничего.

Кира: Мы даже не понимали, почему ты делаешь то, что делаешь. У Вадима это всё как-то логично - он музыкант всю жизнь, а я ведь всю жизнь журналист. Бах...и вот тебе на...

- Тогда, в 2015 году, Вадим говорил: «Альбом мы писали три года и почти сошли с ума. Песни изменились до неузнаваемости по самой сути. Мы долго прислушивались к ритму языка, к интерпретации смыслов, потом прицеливались к нанизыванию всего этого на саму музыку...». А как обстояло с процессом написания EP «Камушками»?

Кира: Сейчас мы занялись математикой. Раньше изучали язык, а теперь - высчитываем разное количество слогов. Конечно, от слова я не отступлюсь никогда. Как Бродский говорил, что для него слово - это Господь. Я его очень понимаю. И для меня в слове можно всё. Там нет таких рамок. И, если прислушаться к слову, к ритму, который в слово вплетается, то действительно происходит метафизика музыкальная.

У нас нет такого: написал мелодию, потом написал текст. У нас скорее проникновение одного в другое. Есть одна мелодия, есть один текст, а потом они начинают танцевать друг с другом, гнуть друг друга. В итоге получается идеальная психологически-драматическая формула для русской песни.

- Впервые такое выражение слышу...

Вадим: Мы уже на определенные рельсы встали, и эти песни, которые записывали в течение года, опробовали на концертах. Мы к ним пристрелялись, сроднились с ними и опробовали на аудитории. Сейчас мы делаем то же самое - играем новые песни на концертах. В процессе самих же концертов происходит некое видоизменение аранжировки. Потому что придумывать песню до концерта - это одна история, а когда она начинает жить на концерте в живую - как будто душу запускаешь, и она начинает расти. Мне кажется, у нас сейчас творчество более зрелое.

Кира: Я бы вообще слово безнадёга не употребляла. Нас учат, что нужно уходить от каких-то нуарных чувств.

Раньше у вас были в фаворитах Цветаева и Вертинский. А сейчас кто?

Кира: Они вечны для меня. У меня такой вечный роман, который, к своему ужасу, я никогда не предам. Вертинский - это глэм-рок 20-х. Цветаева - это навсегда. Просто в какой-то момент я перестала понимать, где она ходит, где она исчезает, где это она, а где это я. Мне друзья как-то сказали: «Харэ медитировать, а то кармой махнешься». Это уже начало происходить в какой-то период времени. Я тогда подумала: «Ну, короче, надо тормозить. Не хочу потерять всё». Мне кажется, она скоро уйдёт в такую интимную сферу бытия моего.

- Кстати, ещё об энергетике. Название вашей группы о многом говорит. И ведь как назовешь корабль, так он и поплывёт. Каково вам плыть по музыке с именем вашей группы, и влияет ли оно как-то на вас самих? (Shakti – это энергия, а Loka – планета)

Кира: Да, на нас это название повлияло. Во-первых, она проявилась - Шакти. Без тормозов. Во-вторых, мы поняли, что это уже не шутки, и надо брать ответственность, а значит прокачивать очень-очень тонкие мосты. Шакти каким-то образом пришла...

Вадим: ...и теперь нам надо ей соответствовать. Взять энергию - это одно, а удержать и направить её - это другое.

Кира: Мы по дури её взяли (смеётся)

Вадим: А она всё тяжелее и тяжелее. Вот только вчера нас возили на место силы самарское -  Царев курган. Чудесно место. Мы стараемся бывать в таких сильных местах, которые нас наполняют, структурируют. И учимся. Энергию надо учиться держать, а то она в какой-то момент по башке даст.

Кира: Говорят же, что знания должны переходить в практику. Иначе знания могут перекрыть сердце.

- Точного определения вашей музыке на просторах интернета я, честно, найти не смогла. Да и самостоятельно это делать не берусь. Так как можно назвать то направление, в котором вы играете?

Кира: Это очень сложно по поводу стиля, потому что стиль это какие-то такие рамки...Вадим решил, что у нас этно-гранж с элементами трип-хопа.

Вадим: Возможно, это инди-фолк. Есть и альтернатива, и гранж, и декаданс...Сложно сказать.

Кира:Можно просто назвать «Рок-музыка».

Вадим: Акустическая бардовская песня.

Кира: Звучит как-то не современно (смеются).

- В нашей стране до сих пор не устают всех девушек в роке сравнивать с Земфирой. Кира, а как вам удалось выработать свой собственный стиль?

Кира: Это тексты всё. Возвращаясь к языку. Он ведет, и ты специально ничего не делаешь. Просто максимально хочешь донести смысл, эмоциональную вибрацию слова, его накал. И, опять же, его заставить танцевать с музыкальной частью в унисон.

Вадим: Мы просто ищем направления. Идёшь по супермаркету, слышишь звук интересный, сразу на Shazam закинул и где-то используешь. Находишь удобную форму.

Кира: Иногда какой-то звук тарелочек или щелчок может стоять достаточно далеко от слова, но может так подстегнуть его смысл... Значит надо брать.

- За спиной половина тура и 14 городов. Если говорить, опять-таки, о процессе обучения, чему вы за это время научились?

Кира: На самом деле мы в активном сейчас процессе обучения. Самое удивительное, что с нами произошло – это Коля. Мы выезжали вдвоём, а продолжили втроём. И то обучение, которые мы проходим на троих, это самый удивительный момент. Как-то так случается, что иногда тебя начинают разводить свыше, и ты ведешься на этот развод. Игры Вселенной. Совершенно не понимаешь, что с этим делать...

Вадим: Принимать. Смысл этого тура - как раз научиться принимать. Мы этого совершенно не умеем делать. Вообще все люди.

Кира: Да, мы любители погнуть свою линию.

- Для понимания, как Коля появился?

Кира: Он появился в Ростове-на-Дону. Так потихонечку к нам сел, а потом попили чаю и начали планировать, как мы поедем втроём дальше. После чего у нас была странная, прекрасная и безумная неделя в Сочи. Без Коли.

Вадим: Мы взяли паузу, как взрослые люди, чтобы подумать.

Кира: А потом Коля приехал к нам в Краснодар, и дальше поехали вместе. Это самый пик таких неожиданностей. Но Коля – это такой армреслинг с судьбой. Коля барабанщик, но он смиренно играет на перкуссиях с нами.

Вадим: Коля, на самом деле, культовая личность. Он уличный барабанщик в Ростове-на-Дону. Мы, можно сказать, увезли местную достопримечательность.

Коля: Я после встречи с ребятами пошел на своё место играть на барабанах. Я выхожу, а на моём месте уже стоят другие ребята. Неужели всё? Моё время истекло? Я поиграл немного с ними и поехал к Кире с Вадимом. Я не могу вообще логикой объяснить происходящее. Понял тогда лишь то, что надо ехать и всё.

Коротко о главном:

- Чем отличается современная российская музыка от зарубежной?

Вадим: Непрофессионализмом российским. Нет ни образования, ни культуры потребления... Везет тем, кто берет кальку западную и копирует. А так, чтобы создать с чистого листа на серьёзном уровне...Никто так практически не сделал.

- А вне альтернативы вообще есть такие примеры, где смогли именно с нуля создать качественный продукт?

Вадим: Поп-музыка сейчас поднялась. Рэп, но я это не могу назвать музыкой. Это явление, и там действительно есть неплохие именно в текстах вещи. Там есть гениальные вещи, но в рок–музыке нет...Ни одного героя сейчас в рок-музыке нет.

- Что для вас счастье?

Кира: Свобода. От свободы.

Вадим: От себя.

Кира: И любовь, конечно. Ну это туда же. Если ты не свободен, то ты не любишь, не чувствуешь. Ни черта не понимаешь. Чтобы понять цену свободы, нужно пройти огонь, воду и медные трубы. Истинная свобода она прекрасна.

- Ваша музыка про что?

Вадим: Про наше сегодняшнее состояние. Про то, что мы чувствуем, видим, чему мы научились. Жить сегодняшним днем и не находится в прошлом. Многие музыканты залипают на том, что у них было любимо в молодости, юности. И вот это всё превращается, как сказал один мой знакомый,  в DeepPurple. Это хорошая группа, но DeepPurple. Но этим жить не хочется. Стараемся, чтобы тексты были на основе современного ритма жизни. Хотя, учиться надо и у классиков.

Кира: По-разному люди относятся к понятиям «современная музыка», «современное творчество». С философской точки зрения понятие того, что ты находишься здесь и сейчас, в моменте, оно и говорит о современности. Потому что в моменте – это либо ультрасовременно, либо вечно и неизменно.

Вадим: Мы не говорим про моду - сегодня актуально, а завтра это жвачка, и всё стало старьём. Именно видение цивилизации здесь и сейчас.

Читайте также: